Что такое когнитивная наука | |
узком смысле – «междисциплинарное исследование приобретения и применения знаний», по определению Майкла Айзенка (The Blackwell Dictionary of Cognitive Psychology, 1990). Основные составляющие когнитивной науки, по Х. Гарднеру (Gardner, 1987):
Рисунок приводится по: Гарднер, 1987. По состоянию дел на 1987 год, Х. Гарднер отметил связи между рядом областей как «слабые» (на схеме они обозначены пунктирными линиями). Однако к настоящему моменту области значительно в большей степени срослись, а некоторые и расширились: например, принято говорить не об «искусственном интеллекте», а о «компьютерной науке». Не говоря об огромном количестве работ в области философии искусственного интеллекта, можно упомянуть о постепенно формирующейся философии нейронауки. Возможно, все еще слабо связаны компьютерная наука и когнитивная антропология, но в скором времени, с учетом появления все новых коннекционистских моделей различных психических расстройств (таких, как аутизм, шизофрения, синдром Уильямса), можно ожидать аналогичных моделей культурно-специфических особенностей познания. Днем рождения когнитивной науки считается 11 сентября 1956 года – один из дней симпозиума в Массачусетском Технологическом Институте, когда состоялись три доклада, конституировавшие когнитивную науку как таковую:
Таким образом, по мнению историков науки, можно выделить три корня когнитивной науки: (1) изобретение компьютеров и попытки создать программы, которые смогли бы решать задачи, решаемые людьми; (2) развитие психологии познания, рассматриваемого как переработка информации: целью этого направления исходно было выявление внутренних процессов переработки, участвующих в восприятии, памяти, мышлении и речи; (3) развитие теории порождающей грамматики и связанных с ней ветвей лингвистики. К настоящему моменту в когнитивной науке сложилось три основных теоретических направления: модельно-символический подход, модулярный подход и коннекционизм (направление, именуемое также нейронно-сетевым подходом или моделями параллельно-распределенной переработки). Первое из этих направлений базируется на компьютерной метафоре, предполагающей рассмотрение человеческого познания и соотношения его с работой мозга по аналогии с персональным компьютером, в котором программы (software), выполняющие определенные функции, могут быть реализованы на разном «субстрате» (hardware), для которого, однако характерно наличие центрального процессора с ограниченной пропускной способностью, накладывающего определенные ограничения на переработку информации. Теоретики модулярного подхода сравнивают психику человека со швейцарским армейским ножом, который приспособлен для выполнения множества функций потому, что, в отличие от обычного ножа с единственным лезвием, вооружен множеством инструментов: ножницами, штопором и т.п. Согласно данному подходу, человеческое познание можно представить как набор таких параллельно функционирующих «модулей», работающих независимо друг от друга. Выходные данные этих модулей используются в центральных процессах координации знаний и принятия решения, которые, однако, слишком сложны для изучения по причине чрезмерного количества факторов, влияющих на их текущее состояние. Наконец, коннекционизм базируется на «мозговой» метафоре познания, где познавательные процессы предстают как процессы параллельной переработки информации сетью, состоящей из нескольких уровней простых единицы – моделей нейронов, связи между которыми обладают разными весовыми коэффициентами, причем эти коэффициенты могут меняться в зависимости от обучения нейронной сети решать определенный тип задач. The Virtual CogLab в лице М.В. Фаликман. |
среда, 6 июля 2011 г.
Что такое когнитивная наука
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий